Франция

Ключевые события

» Слежка секретных служб за журналистами, расследующими финансирование партии Саркози.

» Глава контрразведки обвинен в нарушении конфиденциальности источников журналистской информации.

Уровень свободы прессы во Франции продолжал снижаться, в основном потому, что власти пытались нарушить конфиденциальность источников информации журналистов и вмешивались в решения редакторов изданий. Большинство последних дел стали последствием «дела Бетанкур» о якобы незаконном финансировании президентской партии миллиардершей Лилиан Бетанкур. В 2010 г. администрация президента Николя Саркози приказала секретным службам установить источники утечки информации об этом деле в прессу. Объектом внимания секретных служб стали журналисты основных информационных агентств, были получены записи телефонных разговоров журналиста издания Le Monde. В октябре руководителю разведывательной службы были предъявлены обвинения в разглашении тайны переписки и нарушении конфиденциальности источников информации. Отношения между прессой и государством стали еще более напряженными после похищения в Афганистане трех французских журналистов, которые находились в плену на протяжении 18 месяцев и были освобождены в июне. Президентская администрация и армия обвиняли репортеров в «бесшабашности». В ноябре после публикации шутливого номера «под редакцией пророка Мухаммеда» в редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo была брошена бутылка с зажигательной смесью, а веб-сайт издания взломан.


  • 547

    дней в афганском плену
  • 80,1%

    Доля пользователей Интернета в 2010 г.
  • 1

    решение суда в пользу Le Monde
  • 3-e

    допрошенных в шпионском скандале
  • 2

    иска отозвано
 

29 июля 2011 г. были освобождены Эрве Гескьер и Стефан Тапонье, журналисты французского телеканала France 3, находившиеся в плену у талибов в афганской провинции Каписа с конца 2009 г. Трое их афганских коллег были также освобождены.


Прочие журналисты, находившиеся долгое время в плену:

223

дня провели в афганском плену в 2008-2099 гг. американский журналист Дэвид Роде и его афганский коллега Тагир Лудин

167

дней провел в плену в Пакистане в 2010 г. британский журналист Асад Куреши.

157

дней провел а афганском плену в 2010 г. японский журналист Косуке Цунеока.

 

Данные, представленные Международным союзом электросвязи, показывают, что доля пользователей Интернета среди населения значительно выросла с 2006 г. Франция приняла суровое законодательство об обмене файлами в Интернете и применяет к нему свои строгие законы о диффамации и ксенофобских высказываниях.

Динамика роста Интернет-аудитории во Франции по годам:
 

В сентябре 2010 г. газета Le Monde объявила о подаче иска в связи с тем, что администрация Саркози незаконно использовала разведывательную службу страны для определения источника сведений журналиста Жерара Даве, освещавшего в прессе дело Бетанкур. В декабре 2011 г. апелляционный суд вынес решение в пользу издательства Le Monde.

Газета Le Monde против французского правительства:
Июнь 2010: Новостной веб-сайт Mediapart начал публиковать сделанные тайком записи переговоров между наследницей империи L'Oréal Лилиан Бетанкур и ее финансовыми советниками, изобличая незаконное финансирование политической кампании и уклонение от налогов. Le Monde и другие новостные издания подхватили эту историю.
Сентябрь 2010: Le Mondeзаявила, что национальные разведывательные службы, используя слежку, установили, что источником информации для издания по делу Бетанкур был сотрудник министерства юстиции. Через месяц газета подала судебный иск.
Октябрь 2010: Грабители похитили компьютер и устройство GPS из парижской квартиры Жерара Даве, редактора расследовательского отдела Le Monde.
Сентябрь 2011: Министр внутренних дел Франции Клод Геан признал, что разведывательная служба следила за Даве в июле 2010 г. и получила распечатку телефонных переговоров у его оператора мобильной связи, чтобы определить источник информации издательства Le Monde.
Октябрь 2011: директор управления внутренней разведки Бернар Скварсини был обвинен в «незаконном сборе информации и нарушении конфиденциальности» источников Даве.
Декабрь 2011: Верховный апелляционный суд страны вынес решение в пользу газеты Le Monde.

 

В конце 2011 г. следственный судья Сильви Циммерман допросила руководителя внутренней разведки Бернара Скварсини, государственного прокурора Филиппа Курруа, и главу Национальной полиции Франции Фредерика Пешенара по делу о нелегальной слежке за журналистом Le Monde Жераром Даве. 17 октября Скварсини было предъявлено обвинение.  

Победы в делах о защите источников информации в различных странах мира:
Август 2007 г.: После акций протеста журналистов в Найроби президент Кении Мваи Кибаки отклонил законопроект, который обязывал главных редакторов раскрывать в суде свои источники информации.
Март 2009 г.: Специальный суд по Сьерра-Леоне, заседающий в Гааге, подтвердил право либерийского журналиста Хасана Билити не разглашать источник информации, которым он пользовался в командировке в Сьерра-Леоне. Во время этой поездки Билити документально подтвердил связь между правительственными войсками Либерии и повстанцами Сьерра-Леоне.
Сентябрь 2010 г: Европейский суд по правам человека постановил, что полиция не имеет права проводить обыски и конфискации в помещениях средств массовой информации. Данное решение было принято после дела в Нидерландах, когда полицейские угрожали арестовать главного редактора и закрыть его газету, если он откажется передать журналистские материалы.
Июль 2011 г.: Федеральный суд США в г. Александрия (штат Виржиния), постановил, что репортер Джеймс Райзен имел право сохранить конфиденциальность источника, от которого он получал деликатную информацию для своей книги о ЦРУ. В конце года гособвинение подало апелляцию на это решение.
Сентябрь 2011 г.: Лондонская городская полиция отказалась от своих попыток заставить издательство TheGuardian на основании Закона о государственной тайне раскрыть конфиденциальные источники информации о скандале с прослушиванием телефонных разговоров.

 

В ноябре 2010 г. сатирический еженедельник Le Canard enchaîné и новостной веб-сайт Mediapart обвинили администрацию Саркози в непосредственном руководстве слежкой за журналистами, освещавшими дело Бетанкур. В конце 2010 г. руководитель аппарата Саркози и директор разведывательной службы подали в суд на два информационных агентства, обвинив их в диффамации. К июню 2011 г., когда под удар попали действия самого правительства, иски были отозваны.

Прочие факты преследования французских СМИ со стороны властей:
Ноябрь 2008: Парижская полиция задержала и грубо обошлась с Витторио де Филиппис, бывшим главным редактором газеты Liberation. Его допрашивали в течение пяти часов без адвоката по делу о клевете, возбужденному в 2006 г., и подвергали досмотру с раздеванием.
Июнь 2010: Парижский прокурор отдал под суд Огюстена Скальбера, журналиста веб-сайта Rue89, по обвинению в «краже и хранении» видеозаписей, на которых Саркози делает выговор журналистам общественного телевидения за то, что те не предоставили ему достаточно эфирного времени. Rue89 опубликовал эти видеозаписи двумя годами ранее. Скальберу грозило пять лет тюремного заключения. В конце 2011 г. дело находилось на рассмотрении.
Июль 2011: Издание Rue89 выиграло дело по иску Лолы Каримовой, дочери узбекского президента Ислама Каримова, о диффамации. В статье, опубликованной изданием в 2010 г., узбекский лидер был назван «диктатором». Каримова требовала возмещения ущерба в размере 30 000 евро (41500 долл. США).




скачать

PDF 3.4 Mb

HTML 3.5 Mb