Нападения на прессу   |   Узбекистан

Нападения на прессу в 2010 году: Узбекистан

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ
• При помощи «экспертов» государство заводит масштабные уголовные дела по обвинению в клевете.
• Заблокированы многочисленные региональные и международные новостные вебсайты.

ОСНОВНАЯ СТАТИСТИКА
6 журналистов находились в тюрьме на 1 декабря -- самый высокий показатель в регионе.


В то самое время, как президент Ислам Каримов призывал к более «активному» освещению новостей, его правительство применяло новую тактику подавления критически настроенной прессы. Используя при составлении обвинения находящееся в тени государственное учреждение, узбекская прокуратура арестовала как минимум троих журналистов на основании туманных обвинений в клевете. Власти привлекли к суду фотографа, обвинив ее в том, что ее фотоальбом о жизни в сельской местности Узбекистана якобы оскорбил все население страны.

НАПАДЕНИЯ НА ПРЕССУ
В 2010 ГОДУ

Предисловие
Международные
организации не в состоянии
защитить свободу прессы

Разоблачение невидимых
врагов Интернета

Европа и Центральная
Азия - Анализ

В Рунете традиционные
формы репрессий
совмещаются с новыми
формами контроля
Обзор по странам
Азербайджан
Армения
Беларусь
Казахстан
Кыргызстан
Россия
Сербия
Узбекистан
Украина
Другие страны

Этот новый метод дополнил давнюю репрессивную тактику правительства. Службы безопасности по-прежнему преследовали независимых журналистов, государственные органы, как и раньше, блокировали критически настроенные вебсайты и подвергали цензуре местные СМИ, а правительство сохраняло позорное первое место в регионе по числу заключенных журналистов. На 1 декабря, когда КЗЖ публикует всемирную статистику заключенных журналистов, как минимум шесть корреспондентов, включая племянника президента, Джамшида Каримова, находились в тюрьме в отместку за свою профессиональную деятельность.

Неудивительно, что отечественные новостные СМИ «беззубы», как выразился президент Каримов в февральском обращении к парламенту. По сообщению московского новостного вебсайта «Фергана», в своей речи он призвал законодателей «создать новые условия для более энергичного освещения политики правительства узбекскими СМИ». Его администрация могла бы начать процесс реформирования, прекратив практикуемое в последнее время использование «экспертов» государственного Агентства по печати и информации в фабрикации уголовных дел о клевете против независимых журналистов. Сотрудники агентства составляют формулировки обвинений по делам о клевете исходя из того, что журналисты, занимающие критическую позицию, могут оскорбить узбекский народ и его традиции. В узбекском Уголовном кодексе настолько широкое толкование клеветы в явном виде не присутствует.

Новый репрессивный механизм привлек внимание международной общественности в январе, когда ташкентская милиция обвинила выдающуюся фотожурналистку и режиссера-документалиста Умиду Ахмедову в клевете и оскорблении узбекского народа. По версии «экспертов» Агентства по печати и информации, фотоальбом журналистки, показывающий жизнь сельского Узбекистана, наряду с ее документальным фильмом о традиционном запрете на добрачные половые отношения, оскорбили страну. По сообщению новостного вебсайта «Фергана», в анализе, представленном суду Агентством по печати и информации, говорилось: «Глядя на эти фотографии, иностранец, не видевший Узбекистана, приходит к заключению, что это страна, где люди живут в средневековье. Автор намеренно сосредотачивает внимание на жизненных трудностях». Каких-либо физических лиц в качестве истцов стороной обвинения представлено не было.

Ахмедова была осуждена, но амнистирована в тот же день, так как местные и иностранные защитники СМИ, включая КЗЖ, во всеуслышание выразили свое возмущение. Однако судимость с нее не сняли, а апелляции были отклонены. Кроме того, фотожурналистке запретили выезжать за пределы страны, ее поносили в государственных СМИ, а по улицам за ней ходили сотрудники безопасности. У дела Ахмедовой был прецедент. В 2009 году один из ташкентских судов приговорил Максима Попова, активного борца с ВИЧ/СПИДом, к семи годам тюремного заключения по обвинениям, включающим растление малолетних путем распространения брошюр о профилактике заболеваний, передаваемых половым путем. Согласно тексту приговора, полученному КЗЖ, обвинение основывалось исключительно на заключении государственных «экспертов», заявивших, что публикация материалов о профилактике ВИЧ/СПИДа не соответствует узбекским традициям и ценностям. Суд постановил сжечь все экземпляры издания.

Двое журналистов, Абдумалик Бобоев, ташкентский корреспондент финансируемой правительством США радиостанции «Голос Америки», и Владимир Березовский, редактор проправительственного новостного вебсайта «Вести», пошли под суд по аналогичным обвинениям в клевете, основанным на выводах медиа-экспертов. В октябре оба журналиста были осуждены ташкентскими судами, что вызвало новые протесты со стороны отечественных и международных организаций, включая КЗЖ. Как и в деле Ахмедовой, власти амнистировали Березовского сразу после вынесения приговора. Бобоеву был назначен крупный штраф в сумме 18 миллионов сомов (около 11 000 долл. США), сообщил вебсайт «Фергана».

По сведениям «Ферганы» и КЗЖ, Бобоев также был в числе как минимум шести независимых журналистов, вызванных в январе на допрос в ташкентскую прокуратуру. В ходе этих мероприятий власти ясно дали понять, что они буквально держат журналистов под колпаком. Один из допрошенных рассказал КЗЖ, что у прокуроров имелось составленное спецслужбами подробное досье, в котором содержатся не только статьи журналистов и их биографическая информация, но и копии личных финансовых документов и отчеты о ежедневной деятельности данных корреспондентов. Допросы проходили без присутствия адвокатов, и журналистов заставили дать письменные ответы на вопросы следователей. Как сообщила «Фергана», среди прочего на допросе прокуроры требовали, чтобы журналисты сказали, с какими СМИ они сотрудничали, сообщили используемые ими псевдонимы и дали объяснения относительно финансовых операций.

По официальным данным, в Узбекистане зарегистрировано значительное число новостных СМИ: 950 печатных изданий, 97 вещательных компаний (62 частных), четыре информационных агентства и 124 новостных вебсайта. Однако расследование КЗЖ показало, что власти на протяжении года оказывали существенное влияние на общую редакционную политику, пресекая критическое освещение действий правительства и фильтруя освещение зарубежных событий.

Довольно редким событием стало заявление двух ведущих программы новостей подконтрольного государству телеканала «Ешлар ТВ», в котором они во всеуслышание описали, как действует цензура на этом канале. На августовской пресс-конференции в ташкентской правозащитной организации  «Эзгулик», ведущие Саодат Омонова и Малохат Эшонкулова рассказали, что правительственные чиновники предварительно просматривали их программы, подвергали цензуре репортажи, в которых, по их мнению, критиковалось государство, и заставляли журналистов передавать информацию государственного агентства новостей. «В нашу работу могут вмешиваться государственные чиновники любого уровня -- от президентской администрации и Совета безопасности до банковских служащих, сотрудников налоговой инспекции и таможенников», -- сообщили ведущие. По сообщению агентства «Фергана», когда Би-Би-Си обратилась за комментарием к представителю «Ешлар ТВ» Сохибджону Алиджонову, он отрицал факт вмешательства со стороны государства.

Согласно проведенным КЗЖ исследованиям, власти по-прежнему блокировали доступ к критически настроенным международным вебсайтам внутри страны. По сообщениям источников КЗЖ, список официально заблокированных СМИ мало изменился с тех пор, как после жестоко подавленных правительством гражданских протестов в Андижане в 2005 году была введена тотальная цензура. В этот список по-прежнему входили региональные новостные вебсайты «Фергана», «ЦентрАзия», Uznews, EurasiaNet, «Голос свободы», «Лента», а также с вебсайтами, аффилированными с узбекской службой «Би-Би-Си», с финансируемым правительством США Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) и с немецкой общественной радиостанцией «Немецкая волна». По сообщениям источников КЗЖ, власти продолжали глушить радиопередачи «Голоса Америки», РСЕ/РС и Би-Би-Си. По сообщению «Голоса свободы», когда в соседнем Кыргызстане произошел межэтнический конфликт кыргызским и узбекским населением на юге страны, сотрудники узбекских спецслужб усилили наблюдение за интернет-кафе.

Согласно аналитическим материалам, опубликованным на вебсайтах «Фергана» и Uznews, узбекские СМИ, как правило, пассивно освещали политические потрясения и этнические волнения в соседнем Кыргызстане. По сообщению вебсайта «Фергана», ни одна узбекская вещательная компания не освещала протесты в Бишкеке, которые в апреле привели к изгнанию президента Курманбека Бакиева, и лишь немногие из остальных СМИ передавали информацию об этих событиях. По сообщению Uznews, когда в начале июня кровавый этнический конфликт захлестнул юг Кыргызстана, населенный преимущественно узбеками, СМИ Узбекистана фактически хранили молчание до окончания столкновений, передавая информацию общего характера, одобренную правительством.

Опубликовано

Как эта статья? Поддержите нашу работу