Четверо украинских журналистов были избиты при освещении акции протеста на табачной фабрике 1-2 ноября 2022 года. (Фото: «Прямой»)

Украинские правоохранители избили журналистов, освещающих акцию протеста, и повредили их технику

Париж, 3 ноября 2022 г. — Украинские власти должны оперативно расследовать нападение сотрудников правоохранительных органов на четырех журналистов, освещавших акцию протеста, и обеспечить безопасную работу представителей прессы, заявил в четверг Комитет по защите журналистов.

В ночь с 1 на 2 ноября в украинском городе Желтые Воды сотрудники полиции воспрепятствовали работе четырех журналистов, освещавших мирную акцию протеста на табачной фабрике, и избили их. Среди журналистов были репортер Галина Федорченко и оператор Александр Дубина с частной телекомпании «Прямой», а также репортер Александра Сербин и оператор независимого новостного сайта «СтопКор», говорится в сообщениях обоих изданийStopCor не назвал имя своего оператора. Редактор канала «Прямой» Виктор Медведь также подтвердил факт нападения в телефонном интервью с КЗЖ.

«Насилие в отношении представителей прессы в ходе их работы неприемлемо и не должно оставаться безнаказанным», — заявила в Нью-Йорке Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии. «Украинские власти должны оперативно установить сотрудников, злоупотребивших своими полномочиями в отношении журналистов «Прямого» и «СтопКор», и привлечь их к ответственности».

Медведь сказал, что журналисты были на табачной фабрике для освещения акции протеста. Одна акция была организована рабочими, которые требовали открытия фабрики после того, как ее закрыли правоохранительные органы в связи с расследованием; другая – местными жителями, которые хотели использовать фабрику как бомбоубежище. Он добавил, что журналисты также освещали прибытие представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) для расследования утверждений России о том, что в Желтых Водах ведется работа по созданию ​​«грязной бомбы». МАГАТЭ заявило 3 ноября, что не нашло доказательств этих утверждений.

Согласно сообщениям, после того, как журналисты прибыли на акцию протеста, солдаты Национальной гвардии и офицеры Службы безопасности Украины (СБУ) попросили всех присутствующих разойтись и начали избивать заводчан.

Офицер СБУ сказал Дубине, что съемка запрещена из-за продолжающегося расследования на территории завода; когда Дубина уходил, сотрудники СБУ толкнули его, стали бить по голове, ногам и спине, затем разбили камеру, рассказал Дубина своему изданию.

«После того, как я представился представителем прессы, я услышал в ответ «на колени!» и «лицом на пол и лежать!», — сказал Дубина. Сотрудники СБУ приказали ему ползти, а затем «поторопиться», используя ругательство, когда он замедлил шаг из-за травм, полученных ранее в ногу. 

Федорченко, на которой в то время был пресс-бейдж, рассказала «Прямому», что сотрудники правоохранительных органов прижали ее к заводской стене, а затем насильно вывели из помещения.

В сообщениях говорится, что сотрудники правоохранительных органов скрутили руки журналистам «СтопКор», когда выводили их из помещения.

«Нашу камеру разбили и забрали. Происходил полный беспредел, никто не обращал внимания на то, что мы журналисты. Мой телефон вырывали прямо из рук», — рассказала Сербин «СтопКор».

Журналисты «СтопКора» и «Прямого» вызвали полицию и поехали в больницу на осмотр, сообщили эти издания и Медведь.

Медведь сказал КЗЖ, что Дубина и Федорченко были «в шоке», но у них не было переломов или серьезных травм, требующих госпитализации. КЗЖ отправил письмо «СтопКор» по электронной почте, чтобы узнать о состоянии его журналистов, но не получил ответа.

Журналисты дали показания в отделе полиции и смогли забрать свои вещи и автомобили, которые они оставили возле завода, сообщил КЗЖ Медведь. Он сказал, что адвокаты «Прямого» работают с правоохранительными органами, чтобы начать расследование на  злоупотребление полномочиями.

Когда КЗЖ позвонил в РОВД Желтых Вод, дежурный сказал, что не может комментировать это дело. КЗЖ отправил электронное письмо в СБУ и Росгвардию, но ответов не получил.