Кыргызстан

Ключевые события

» Парламент декриминализировал статью о клевете, но усилил цензуру в отношении зарубежных СМИ.

» Журналисты узбекского происхождения были подвергнуты репрессиям; конфликт 2010 г. продолжал негативно влиять на развитие свободной прессы.

Когда президент Роза Отунбаева объявила о своей приверженности свободной прессе, парламент декриминализировал статью о клевете таким образом устранив механизм, ранее использовался властями для подавления критически настроенных журналистов. Тем не менее 2011 год был омрачен ростом насилия, усилением цензуры и увеличением числа политизированных судебных процессов в Кыргызстане. Парламент приказал государственным ведомствам закрыть доступ к критически настроенному веб-сайту «Фергана», хотя это распоряжение было исполнено не сразу. Перед президентскими выборами 30 октября, которые выиграл Алмазбек Атамбаев, законодатели велели национальным телерадиовещательным компаниям заранее просматривать программы зарубежного происхождения и вырезать содержимое, которое могло бы оскорбить кандидатов. Комиссия от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, занимавшаяся расследованием разгоревшегося в июне 2010 года на юге страны этнического конфликта, установила причастность властей к конфликту, который кроме прочего очернил свободу прессы. Власти сфабриковали обвинения в экстремизме против двух владельцев средств массовой информации, узбеков по национальности, которых вынудили отступиться от их медиакомпаний, после чего они покинули страну. Другой журналист, Азимжон Аскаров, также узбек по национальности, отбывал пожизненное тюремное заключение по сфабрикованным обвинениям, несмотря на призывы международной общественности к его освобождению. Законодательные органы запретили местным средствам массовой информации публиковать изображения, имеющие отношение к конфликту, в день его годовщины.



  • 8

    нападений на журналистов в 2011 г.
  • 90

    жертв цензуры
  • 1

    заключенный на 1 декабря 2011 г.
  • 0

    узбекских вещательных компаний
  • 11

    отказов в аккредитации во время выборов
 

По сообщению местной прессы, в июне 40 журналистов и защитников свободной прессы в открытом письме потребовали от властей провести расследование и раскрыть непрекращающиеся нападения на журналистов. По сведениям КЗЖ, в 2011 г.количество случаев насилия по отношению к представителям прессы увеличилось.

Хроника нападений на журналистов в Кыргызстане:
 

Национальные операторы кабельной связи сообщили, что до 90 зарубежных телевизионных каналов попали под действие нового положения избирательного законодательства, в соответствии с которым национальные операторы должны предварительно просматривать передачи зарубежного происхождения и удалять материалы, которые могут оскорбить кандидатов. По информации КЗЖ и сообщениям местной прессы, члены парламента аргументировали свою позицию тем, что зарубежные средства массовой информации, в особенности российские государственные телерадиокомпании возможно будут пытаться повлиять на результаты выборов.

Хронология цензуры в Кыргызстане:
2007 г.: 1 независимая газета перестала издаваться после убийства ее редактора.
2008 г.: 2 независимых газеты, по сведениям КЗЖ, вынуждены закрыться после того, как им предъявили уголовные обвинения в диффамации и оскорблении.
2009 г.: 1 независимая газета закрылась после угроз в адрес ее сотрудников, согласно данным КЗЖ и сообщениям региональной прессы.
2010 г.: 6 критически настроенных новостных изданий, по информации КЗЖ, подвергались целенаправленному репрессивному судебному преследованию со стороны властей или были заблокированы в административном порядке.
2011 г.: 1 региональный новостной портал «Фергана» занесен в черный список, по сообщениям региональной и международной прессы.

 

Группы защитников свободы прессы и прав человека, включая КЗЖ, считают, что обвинения против Аскарова были сфабрикованы в отместку за его репортажи об этническом конфликте и издевательствах над заключенными в южном Кыргызстане. По сообщениям региональной прессы, в декабре Верховный суд Кыргызстана отклонил апелляцию Аскарова.

Хронология дела Аскарова:
15 июня 2010 г.: Аскаров был арестован правоохранительными органами Джалал-Абада по обвинению в разжигании этнического конфликта.
12 августа 2010 г.: Областная прокуратура предъявила Аскарову обвинения в разжигании этнической ненависти, призывах к массовым беспорядкам, а также в причастности к убийству милиционера.
15 сентября 2010 г.: Несмотря на процессуальные нарушения и заявления о том, что Аскаров подвергался пыткам во время нахождения под стражей, областной суд приговорил его к пожизненному заключению.
10 ноября 2010 г.: Областной суд отклонил апелляцию Аскарова. В связи с плохим состоянием здоровья журналист был переведен в тюремную больницу.
20 декабря 2011 г.: Верховный суд отклонил апелляцию Аскарова, что было воспринято как тяжелейший удар по свободе прессы.

 

После конфликта 2010 г. владельцы средств массовой информации Халил Худайбердиев и Джавлон Мирзаходжаев, узбеки по происхождению, подвергались нападениям, травле и репрессивным преследованиям. Власти принудили Худайбердиева продать его компанию «Ош-ТВ». Мирзаходжаев приостановил деятельность канала «Мезон-ТВ» и газет «Портфель» и «Итоги недели». Данные СМИ выпускали новости на узбекском, кыргызском и русском языках. Поскольку оба их владельца бежали из Кыргызстана, крупнейшее этническое меньшинство страны лишилось доступа к новостям на родном языке.


Потеря новостей на узбекском языке:

10

Как сообщили КЗЖ местные источники, до конфликта 2010 г. в южной части Кыргызстана действовало по крайней мере 10 электронных и печатных средств массовой информации, которые выпускали репортажи и публикации на узбекском языке.

1

В сентябре Министерство иностранных дел Кыргызстана отказалось аккредитовать сотрудника узбекской службы «Радио Свободная Европа/Радио Свободы», финансируемой правительством США, как сообщил КЗЖ журналист.
 

По сообщению бишкекского Института Медиа Полиси, в июле Центральная избирательная комиссия Кыргызстана исключила новостные Интернет-агентства из списка средств массовой информации, получивших аккредитацию на освещение предвыборной президентской кампании и процесса голосования 30 октября. Председатель комиссии Туйгуналы Абдраимов заявил, что его ведомство не может аккредитовать эти организации в связи с тем, что не обладает соответствующими полномочиями в отношении электронных средств массовой информации.

Динамика роста Интернет-аудитории по данным Международного союза электросвязи:
2005: 10,5%
2006: 12,3%
2007: 14%
2008: 15,7%
2010: 20%

ПРИМЕЧАНИЕ: данные на 2009 год отсутствуют




скачать

PDF 3.4 Mb

HTML 3.5 Mb