Таджикистан

Ключевые события

» Власти используют обвинения в экстремизме и диффамации как предлог для репрессий в отношении критически настроенных журналистов.

» Беспрецедентное количество исков с требованиями о выплате несоразмерных компенсаций; одна газета вынуждена закрыться.

Журналисты-расследователи подвергались репрессивным арестам и изматывающим судебным процессам, что отрицательно сказалось на свободе прессы. Махмадюсуф Исмоилов, репортер независимого еженедельника «Нури зиндаги», почти год провел в тюрьме по обвинению в диффамации, выдвинутому в связи с репортажами о коррупции в администрации Согдийской области (север Таджикистана). Корреспондент Би-Би-Си Уринбой Усмонов провел месяц в заключении после того, как его арестовали агенты национальной безопасности по обвинению в экстремистских действиях, выдвинутому на основании его репортажей о запрещенной исламской группировке Хизб-ут-Тахрир. По сообщению прессы, высокопоставленный сотрудник МВД Таджикистана подал гражданский иск по обвинению в распространении ложной информации против независимой газеты «Азия-Плюс»и ее репортера Рамзии Мирзобековой, связанный с публикацией о смерти задержанного. А независимая душанбинская газета «Пайкон»была вынуждена закрыться после того, как суд присудил государственному агентству внушительную денежную компенсацию по иску о диффамации в связи с опубликованным в газете письмом, сообщавшем о предположительной коррупции. В сентябре президент Эмомали Рахмон отменил требование для высших должностных лиц проводить ежеквартальные пресс-конференции, в результате чего еще более усложнился и без того затрудненный доступ к госчиновникам.



  • 2

    года тюремного заключения
  • 11

    месяцев заключения Исмоилова
  • 31

    день заключения Усмонова
  • 1 млн сомони

    иск против газеты «Азия-Плюс»
  • 1

    газета вынуждена закрыться
 

Диффамация через средства массовой информации -- уголовное преступление, наказуемое двумя годами тюремного заключения. Оскорбление (унижение чести и достоинства) также является уголовно наказуемым преступлением.


Прочие виды наказаний за диффамацию и оскорбление

Диффамация

также карается штрафом в размере от 500 до 1,000 минимальных ежемесячных заработных плат.

Оскорбление

влечет наказание в виде двух лет исправительных работ.

Оскорбление

также карается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных ежемесячных заработных плат.

 

В ноябре 2010 г. власти отправили Исмоилова в тюрьму по обвинениям политического характера, включая диффамацию и оскорбление. Обвинения были выдвинуты на основании статьи, опубликованной в августе 2010 г., в которой сообщалось о предположительных случаях коррупции, злоупотребления властью и нецелевого расходования средств в правительстве. Почти год спустя согдийский областной суд признал Исмоилова виновным и оштрафовал его на 35 тысяч сомони (7,3 тыс. долл. США). В декабре суд апелляционной инстанции оставил обвинительный приговор в силе, но отменил штраф.

Хронология дела Исмоилова:
19 августа 2010 г.: Статья Исмоилова «Как разрушают Ашт» опубликована в «Нури зиндаги»
19 ноября 2010 г.: Областная прокуратура возбудила уголовное дело против Исмоилова.
23 ноября 2010 г.: Исмоилов арестован в Согдийской области.
14 октября 2011 г.: Исмоилову вынесен обвинительный приговор, он оштрафован, ему запрещено заниматься профессиональной деятельностью.

 

Служба безопасности Таджикистана, или КНБ (Комитет национальной безопасности), арестовала Усмонова, обвинив его в принадлежности к запрещенной группе Хизб-ут-Тахрир. Правоохранительные органы, будучи не в состоянии подтвердить доказательствами свои обвинения, дважды меняли их формулировку прежде чем освободить Усмонова под залог в июле. 14 октября согдийский областной суд признал Усмонова виновным и приговорил к трехлетнему тюремному заключению. Однако на фоне протестов мировой общественности суд амнистировал Усмонова и в тот же день выпустил его на свободу.

Хронология дела Усмонова:
13 июня: Сотрудники КНБ арестовали Усмонова, обвинив его в принадлежности к группе Хизб-ут-Тахрир.
20 июня: Усмонову предъявлено обвинение в том, что он «выступал с публичными призывами к свержению конституционного строя Таджикистана», сообщила журналистам его адвокат.
29 июня: По сообщениям в прессе, правоохранительные органы отказались от первоначальных обвинений, выдвинутых против Усмонова. 
13 июля: Органы прокуратуры завершили расследование в отношении Усмонова и снова изменили выдвигаемые против него обвинения.
14 июля: Усмонов был освобожден под залог.

 

Генерал Министерства внутренних дел потребовал от журналистки Рамзии Мирзобековой компенсации в размере, эквивалентном 210 тыс. долл. США, в связи с опубликованной в декабре 2010 г. статьей, рассказывающей о смерти тридцатилетнего арестанта, наступившей якобы вследствие жестокого обращения во время нахождения под стражей. Столкнувшись с протестами, истец в октябре 2011 г. отказался от своих требований. Однако по данным Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана государственные чиновники постоянно подают иски против критически настроенных журналистов, требуя от них несоразмерных компенсаций.

Наиболее значительные иски государственных органов, согласно данным Ассоциации:
5,5 миллионов сомони (1,1 млн долл. США) потребовали в качестве компенсации трое судей из Душанбе от независимых газет «Фараж», «Озодагон» и «Азия-Плюс». Судьям не понравилось критическое освещение их деятельности, однако позднее они отказались от своих претензий.
1 миллион сомони потребовало в качестве компенсации Агентство по стандартизации, метрологии и сертификации от независимой газеты «Миллат» в январе 2010 г. Газета обвиняла агентство в коррупции.
600 тысяч сомони (126 тыс. долл. США) потребовал в качестве компенсации судья Исрофил Бобочонов от независимой газеты «Крим-инфо» в октябре 2009 г. Иск был предъявлен в связи с опубликованием письма адвоката, в котором тот критиковал действия судьи при рассмотрении дела.
350 тысяч сомони (73,5 тыс. долл. США) потребовал в качестве компенсации один из полицейских г. Душанбе от независимых журналистов Рамзии Мирзобековой («Азия-Плюс») и Саиды Курбановой («Фараж») в январе 2008 г. Иск был связан со статьей, в которой сообщалось, что полиция Душанбе неправомерно задержала местного репортера.
300 тысяч сомони (63 тыс. долл. США) потребовало в качестве компенсации Агентство по стандартизации от газеты «Пайкон».

 

Как сообщает финансируемое правительством США «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», в апреле судебные исполнители вторглись в офис газеты «Пайкон»в Душанбе и конфисковали  редакционное оборудование. Конфискация проводилась в рамках исполнения судебного решения, вынесенного в 2009 г., согласно которому «Пайкон»должна была выплатить 300 тыс. сомони Агентству по стандартизации, метрологии и сертификации, также известному как Таджикстандарт. Через месяц после рейда газета была вынуждена закрыться..

Июль 2009 г.: «Пайкон» опубликовала письмо местного предпринимателя, в котором он обвинял Таджикстандарт в коррупции.
Октябрь 2009 г.: районный суд Душанбе обязал газету «Пайкон» выплатить Таджикстандарту 300 тыс. сомони в качестве компенсации ущерба.
Январь 2010 г.: Суд апелляционной инстанции утвердил ранее вынесенный приговор в отношении газеты «Пайкон».
Апрель 2011 г.: Судебные исполнители вторглись в офис газеты «Пайкон» и конфисковали оборудование.




скачать

PDF 3.4 Mb

HTML 3.5 Mb