Находящейся в заключении крымской журналистке Ирине Данилович отказывают в медицинской помощи. (Фото: Андрей Зубарев)

Российские власти в Крыму отказывают в лечении заключенной журналистке Ирине Данилович

Париж, 28 марта 2023 г. — Власти оккупированного Россией Крыма должны предоставить журналистке Ирине Данилович доступ к быстрой и тщательной медицинской помощи и освободить всех представителей прессы, задержанных за свою работу, заявил во вторник Комитет по защите журналистов.

Российские власти удерживают Данилович, медсестру и независимую журналистку, освещающую систему здравоохранения, с апреля 2022 года. Во время ее задержания власти избивали и угрожали ей смертью.

22 марта 2023 года украинская правозащитная группа «Змина» опубликовала письмо от Данилович, в котором говорится, что ее здоровье ухудшается в заключении и что ей было отказано в медицинской помощи, и она начала сухую голодовку, отказываясь от всех жидкостей до тех пор, пока ей не предоставят доступ к необходимому медицинскому лечению.

Также 21 марта Данилович потеряла сознание во время транспортировки в крымский суд, согласно многочисленным сообщениям СМИинформации «Змины» и словам Лутфии Зудиевой, представительницы правозащитной группы «Крымская солидарность», которая говорила с КЗЖ через приложение для обмена сообщениями.

«Российские власти в оккупированном Крыму должны немедленно предоставить журналистке Ирине Данилович доступ к медицинской помощи и прекратить наказывать представителей прессы за их работу», — заявила Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии, в Нью-Йорке. «Во-первых, Данилович не должна сидеть в тюрьме, а власти должны прекратить мстить крымским журналистам, лишая их основных прав».

В своем письме Данилович написала, что за четыре месяца потеряла слух и мучается от постоянного шума в левом ухе, что причиняет ей «невыносимую боль». Она написала, что думает, что перенесла «мини-инсульт», но ее не обследовали и не лечили, хотя местные власти знали о ее состоянии с конца ноября 2022 года.

Отец журналистки Бронислав Данилович сообщил КЗЖ по телефону, что она «мучалась от сильных головных болей и у нее постоянный шум в ушах, как будто она стоит близко к двигателю самолета», когда он в последний раз встречался с ней 20 марта.

Бронислав Данилович сообщил КЗЖ, что 27 марта он встретился с представителями следственного изолятора и медицинской службы пенитенциарной системы. Во время встречи эти представители сказали отцу журналистки, что Данилович получает лекарства, но он сказал КЗЖ, что не верит им. Он добавил, что считает обращение с ней местью за ее журналистскую деятельность.

Зудиева сообщила КЗЖ, что такую ​​медицинскую помощь необходимо оказывать в гражданской больнице, и сказала, что журналистку не переводили в такое учреждение.

Во время встречи со своим адвокатом 21 марта Данилович сказала, что не может должным образом изучить материалы своего дела из-за проблем со здоровьем, сказалаа КЗЖ Зудиева. В своем письме журналистка написала, что не будет изучать свое дело, пока не поправится, и назвала отношение к ней «пыткой».

Данилович работала в медицинском центре в селе Владиславовка и сотрудничала с местными новостными сайтами «ИнЖир-Медиа» и «Крымский процесс».

28 декабря 2022 года она была приговорена к семи годам лишения свободы и штрафу в размере 50 000 рублей (690 долларов США) за якобы обращение со взрывчаткой. Она отвергла обвинения и написала, что для инкриминирования ей была подложена взрывчатка.

Данилович обжаловала приговор, но дата рассмотрения апелляции не назначена, сказали Зудиева и Татьяна Жукова, сотрудница «Змины», которая связалась с КЗЖ через приложение для обмена сообщениями и по электронной почте.

КЗЖ отправил электронное письмо в Феодосийский городской суд, где проходит суд над Данилович, а также в Симферопольский следственный изолятор, где она содержится, и в ФСИН Крыма, но ответов не получил.

По меньшей мере 19 журналистов, в том числе Данилович, находились за решеткой в ​​России и оккупированном Россией украинском Крыму на 1 декабря 2022 года, когда КЗЖ провел свою последнюю перепись заключенных в тюрьму журналистов.