Азербайджанский фотожурналист Вали Шукурзаде был приговорен к 30 суткам ареста. (Фото: Айтадж Аланур)

Азербайджанский фотожурналист Вали Шукурзаде приговорен к 30 суткам ареста

Стокгольм, 15 февраля 2023 г. – Власти Азербайджана должны освободить фотожурналиста Вали Шукурзаде и обеспечить, чтобы представителям прессы не предъявлялись сфабрикованные обвинения в отместку за их работу, заявил в среду Комитет по защите журналистов.

Вечером 4 февраля в Ясамальском районе столицы Баку полиция задержала Шукурзаде, внештатного фотожурналиста, работающего с несколькими СМИ, согласно многочисленным сообщениям СМИ и словам Зибейды Садыговой, адвоката журналиста, которая говорила с КЗЖ по телефону.

Шукурзаде было предъявлено обвинение в хулиганстве и неподчинении приказам полиции, и 5 февраля районный суд приговорил его к 30 суткам административного ареста. По сообщениям СМИ и Садыговой, 10 февраля Бакинский апелляционный суд отклонил апелляцию Шукурзаде.

Садыгова сообщила КЗЖ, что арест Шукурзаде и суд над ним были отмечены многочисленными нарушениями, в том числе отказом в доступе к адвокату, и добавила, что обвинения против журналиста были «полностью сфабрикованы».

«Вынесенный по сфабрикованным обвинениям приговор фотожурналисту Вали Шукурзаде и обвинения в серьезных процедурных нарушениях в ходе его дела вызывают глубокую тревогу и требуют полного и прозрачного расследования», — заявила в Нью-Йорке координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии Гульноза Саид. «Азербайджанские власти должны освободить Шукурзаде и обеспечить, чтобы представители прессы могли свободно выполнять свою работу, не опасаясь ложного преследования».

По словам Садыговой, в 9 часов утра 4 февраля полиция Бинагадинского района Баку вызвала Шукурзаде и в течение часа допрашивала его по поводу информации, которую он запросил у знакомого полицейского в связи с журналистским расследованием.

Местные СМИ сообщают, что журналист интересовался автомобилем госчиновника.

В тот же день трое человек в штатском, которые представились сотрудниками полиции, дважды приходили в дом Шукурзаде, и заявили, что хотели расспросить его о соседях, но журналиста не было дома, сообщила КЗЖ через приложение для обмена сообщениями его жена Айтадж Аланур.

Около 21:00 часов, когда Шукурзаде возвращался домой с супругой, к ним подошли те же люди и заставили журналиста сесть в машину, заявив, что его повезут в Ясамальский районный отдел полиции № 27, сказал Аланур, добавив, что Шукурзаде не оказывал сопротивления.

По словам Садыговой, полиция продержала журналиста в этом отделении всю ночь, не объяснив причину его задержания и не позволив ему позвонить семье или адвокату. Жена и адвокат Шукурзаде неоднократно обращались с запросами в 27-й и другие отделения полиции, но им сказали, что журналиста там нет.

5 февраля Садыгова нашла в интернете оповещения о судебных заседаниях, в которых говорилось, что в этот день должен состояться суд над Шукурзаде, но к тому времени, когда она приехала в суд, слушание уже завершилось. Во время суда у Шукурзаде не было адвоката, так как полиция и суд отказали ему в доступе к Садыговой и вместо этого предложили государственного адвоката, от которого журналист отказался.

Полицейские заявили, что подошли к Шукурзаде в 21:00 часов 4 февраля на главной улице города примерно в 10 минутах от его дома, поскольку журналист вел себя «неподобающим и подозрительным образом» и начал убегать, когда к нему подошли полицейские, ругался матом и оскорблял их, а также оказал сопротивление при задержании: так говорится в судебных документах, которые просмотрел КЗЖ.

По словам Садыговой, судья принял версию событий от полиции без дальнейшего расследования. 10 февраля суд отклонил ходатайства адвоката о вызове свидетелей или просмотре видеозаписей с камер видеонаблюдения, сделанных возле дома журналиста или с улицы, где, по утверждениям полиции, произошел его арест.

Административные приговоры в Азербайджане не подлежат дальнейшему обжалованию, сказала Садыгова, добавив, что планирует подать жалобу в Европейский суд по правам человека.

На электронные письма КЗЖ в Министерство внутренних дел и Министерство юстиции Азербайджана ответов не поступило.