Власти Таджикистана недавно задержали и возбудили дела об экстремизме в отношении независимых журналистов Абдусаттора Пирмухаммадзода (верхнее фото слева), Завкибека Сайдамини (верхнее справа), Авазмада Гурбатова (нижнее справа) и Далера Имомали. (Скриншоты: YouTube-каналы Пирмухаммадзода, Сайдамини, Озодивидео и Имомали)

Власти Таджикистана объявили о новых расследованиях по обвинению в экстремизме в отношении трех задержанных журналистов

Стокгольм, 21 июля 2022 г. – Власти Таджикистана должны прекратить уголовное преследование по обвинению в экстремизме и все другие расследования в отношении журналистов Авазмада Гурбатова, Завкибека Сайдамини и Абдусаттора Пирмухаммадзода и немедленно освободить их и журналиста Далера Имомали, заявил в четверг Комитет по защите журналистов.

«Продолжающиеся задержания и расследования по обвинению в экстремизме в отношении четырех журналистов, известных своим освещением социальной несправедливости и резкой критикой властей, по меньшей мере сомнительны и вызывают опасения новой волны репрессий против измученной репрессиями таджикской прессы», — сказала Гулноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии в Нью-Йорке. «Власти Таджикистана должны немедленно освободить Авазмада Гурбатова, Далера Имомали, Завкибека Сайдамини и Абдусаттора Пирмухаммадзода, закрыть все дела в отношении них и прекратить преследование журналистов, единственное преступление которых заключается в освещении острых тем».

15 июня милиция арестовала Имомали, независимого журналиста, который освещает социальные темы на своем YouTube-канале, насчитывающем почти 150 000 подписчиков, за участие в запрещенных экстремистских организациях, неуплату налогов и ложное обвинение в совершении преступления. Гурбатов, внештатный видеорепортер и оператор, работающий вместе с Имомали, был также арестован якобы за нападение на милиционера, как ранее задокументировал КЗЖ.

Сайдамини, независимый журналист, и Пирмухаммадзода, независимый блогер, сотрудничали с Имомали и призывали к освобождению его и Гурбатова; оба пропали без вести и предположительно были задержаны 8 и 9 июля соответственно, как задокументировано КЗЖ.

15 июля представитель Генеральной прокуратуры Таджикистана подтвердил, что Сайдамини содержится в СИЗО в городе Вахдат недалеко от столицы Таджикистана Душанбе, и сообщил, что журналист находится под следствием по обвинению в участии в экстремистских организациях, согласно сообщениям СМИ. Пресс-секретарь добавил, что Сайдамини обвиняется в участии в политических организациях «Партия исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ) и «Группа 24», которые запрещены Верховным судом Таджикистана как экстремистские.

Пресс-секретарь также сказал, что Пирмухаммадзода был приговорен к 10 суткам ареста за неподчинение приказам милиции 9 июля, говорится в этих сообщениях. Брат журналиста Абдукарим Пирмухаммадзода, который общался с КЗЖ через приложение для обмена сообщениями, сообщил, что его брата не освободили по истечении 10-дневного ареста.

19 июля начальник Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Шоди Хафиззода объявил о возбуждении дела в отношении Пирмухаммадзода за «публичные призывы к экстремистской деятельности или оправдание экстремизма», и добавил, что Гурбатова расследуют за «членство» в ПИВТ, сообщают местные новостные СМИ.

Участие в экстремистских организациях карается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет по статье 307(3.2) Уголовного кодекса; призыв к экстремистской деятельности или оправдание экстремизма в интернете или СМИ влечет за собой тюремное заключение на срок от пяти до десяти лет по статье 307(1). Местный эксперт, пожелавший остаться неназванным из-за боязни возмездия, сообщил КЗЖ, что любые обвинения, выдвинутые против Гурбатова за предполагаемое членство в ПИВТ, скорее всего, будут предъявлены по статье 307(3.2).

Имомали и Сайдамини ранее неоднократно отрицали принадлежность к каким-либо партиям или группам, говорится в этих сообщениях. Родственники Пирмухаммадзода отвергают выдвинутые против него обвинения, согласно этим сообщениям и Абдукариму Пирмухаммадзода.

Представители ПИВТ отрицают какие-либо связи Гурбатова с партией, а «Группа 24» отрицает сотрудничество с Сайдамини, согласно репортажу Радио Озоди, таджикской службы финансируемой Конгрессом США корпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода, и заявлению «Группы 24».

КЗЖ не смог независимо подтвердить, отрицают ли журналисты нынешние обвинения в экстремизме и были ли им предъявлены официальные обвинения.

Родственники Сайдамини и Пирмухаммадзода не знали о местонахождении журналистов до пресс-конференции 15 июля, сообщили СМИ. Брат Пирмухаммадзода скзал КЗЖ, что семья журналиста не имела контактов с ним с 9 июля, не знает, есть ли у него доступ к адвокату, и узнала об обвинениях против него из сообщений СМИ. По словам брата журналиста, нанятый семьей Пирмухаммадзода адвокат с 21 июля безуспешно пытается получить доступ к журналисту.

КЗЖ позвонил в Генеральную прокуратуру и отправил электронное письмо, а также позвонил Гурбатову и адвокату Имомали для комментариев, но ответов не получил. Сообщается, что адвокат подписал соглашение о неразглашении с властями, как задокументировал КЗЖ.