Скриншот с YouTube-канала журналиста Майкла Наки, где Наки - слева и журналист Руслан Левиев - справа. (YouTube/Майкл Наки)

Двум российским журналистам предъявлено обвинение в распространении «фейковых» новостей о войне в Украине

Париж, 24 мая 2022 г. — Российские власти должны немедленно снять все обвинения с находящихся в изгнании российских журналистов Руслана Левиева и Майкла Наки, исключить их из списка разыскиваемых и разрешить независимое освещение российского вторжения в Украину, заявил во вторник Комитет по защите журналистов.

18 мая Басманный суд Москвы постановил заочно арестовать Левиева, основателя российского независимого расследовательского проекта Conflict Intelligence Team (CIT), по обвинению в нарушении мартовского закона, запрещающего распространение «фейковой» информации об армии, сообщают СМИ

Шесть дней спустя, 24 мая, тот же суд вынес аналогичное решение об аресте видеоблогера Наки, который размещал статьи Левиева на своем канале в YouTube, по тому же обвинению, по сообщениям СМИ

«Заочный арест» — юридический термин, используемый в случае нахождения ответчика вне суда. По сообщениям, оба журналиста ранее покинули Россию.

Станислав Селезнев, старший партнер российской организации по оказанию правовой помощи в области свободы слова «Сетевые свободы», чьи адвокаты представляют интересы журналистов, сообщил КЗЖ через приложение для обмена сообщениями, что 4 мая Левиеву и Наки были предъявлены официальные обвинения, и что российское Министерство внутренних дел намерено привлечь их к уголовной ответственности, и оба журналиста были объявлены в международный розыск 12 мая.

«Новый российский закон, запрещающий якобы «фейковые» сообщения о российских вооруженных силах, наносит серьезный ущерб тому, что осталось от российской независимой прессы даже за пределами страны», — сказала Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии. «Российские власти должны немедленно снять все обвинения с Руслана Левиева и Майкла Наки и позволить журналистам свободно освещать войну».

По сообщениям СМИ, суд вынес постановление о том, что Левиев и Наки будут задержаны на два месяца с момента их фактического ареста в будущем до завершения расследования. Если Левиев и Наки будут признаны виновными, каждому может грозить до 10 лет лишения свободы, согласно соответствующему разделу закона

Обвинения против обоих журналистов основываются на видео, размещенном Наки на его канале в YouTube 5 марта. В нем Наки и Левиев обсуждают обстрел Запорожской АЭС на юго-востоке Украины 4 марта российскими войсками, сообщает Telegram-канал «Сетевые свободы».(Организация имеет доступ к судебным документам благодаря работе ее юристов по делам журналистов, сообщил КЗЖ Селезнев.)

Согласно сообщению «Сетевых свобод» в Telegram, следователь обнаружил, что элементы видео от 5 марта противоречат официальной версии России о войне. Наки назвал российское вторжение в Украину «войной», а не «спецоперацией» — одобренным правительством термином для обозначения конфликта, а Левиев назвал  утверждения России о том, что украинцы напали на электростанцию, «бредом».

Следователь посчитал, что Левиев и Наки «вступили в сговор, чтобы сформировать негативное отношение общества к российской армии и убедить свою аудиторию в том, что российские военные используются против мирных жителей и для уничтожения гражданской инфраструктуры в Украине», сообщил Telegram-канал «Сетевых свобод». В сообщении также уточнялось, что дело ведет следователь по резонансным делам отдела по расследованию киберпреступлений и преступлений, связанных с высокими технологиями, Следственного комитета Российской Федерации.

В видео, опубликованном на своем YouTube-канале 18 мая, Наки сообщил, что узнал об уголовном деле из новостей и не получал официального уведомления о предъявленных обвинениях; он добавил, что уехал из России два года назад и не планирует возвращаться.

В своем интервью латвийскому независимому новостному сайту «Медуза» Левиев сказал, что покинул Россию 3 марта, а российские спецслужбы ФСБ пришли к нему домой 4 марта и предупредили его девушку, что арестуют его в случае возвращения. КЗЖ отправил электронное письмо в ФСБ, но ответа не получил.

КЗЖ написал Наки через приложение для обмена сообщениями и Левиеву через социальные сети, но не получил ответов. КЗЖ также связался с расследовательским проектом Левиева, CIT, через приложение для обмена сообщениями, но ответа не получил.

В другом инциденте, произошедшем 23 мая, российский государственный медиа-регулятор Роскомнадзор обвинил главного редактора независимого новостного издания The New Times Евгению Альбац и компанию, на которую зарегистрирован сайт, в распространении «фейков» о российских вооруженных силах, согласно сообщениям СМИ

«Законодательство о СМИ не допускает злоупотребления свободой прессы и предусматривает административную ответственность за публикацию материалов, содержащих недостоверную информацию, имеющую общественное значение, даже в случае удаления таких материалов редакцией СМИ», заявили в Роскомнадзоре российскому государственному информационному агентству «Интерфакс» 23 мая, прокомментировав решении заблокировать сайт The New Times даже после удаления материала.

Альбац грозит штраф до 400 000 рублей (6 820 долларов США); ее компании грозит штраф в размере до 1 000 000 рублей (17 050 долларов США) в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Обвинения вытекают из двух статей о российском вторжении в Украину, опубликованных The New Times 24 февраля – в первый день войны, говорится в этих сообщениях. Обе статьи были удалены с сайта в конце февраля по требованию Роскомнадзора. По сообщениям СМИ, 28 февраля Роскомнадзор заблокировал сайт The News Times.

«Эти обвинения — часть честной журналистики в сегодняшней России. Я знаю связанные с этим риски. Я намерена продолжать сообщать правду, пока могу», — сказала Альбац КЗЖ по электронной почте.

КЗЖ направил электронное письмо в Следственный комитет России по Московской области и в пресс-службу Роскомнадзора, но ответов не получил. КЗЖ не смог связаться с МВД России для получения комментариев, так как его веб-сайт не загружался.