Бекетов снова на ногах, но впереди долгий путь

Нина Огнянова является координатором программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии.

Борец встал на ноги, но способность говорить пока не вернулась. (КЗЖ/Нина Огнянова)
Борец встал на ноги, но способность говорить пока не вернулась. (КЗЖ/Нина Огнянова)

Михаил Бекетов теперь может ходить–по своему дому в подмосковном городе Химки он передвигается с помощью протеза ноги и опираясь на костыли. Именно здесь, во дворе его дома, на редактора газеты напали два года и семь месяцев назад. Именно в этом дворе нападавшие оставили его умирать. То, что Бекетов может стоять самостоятельно является свидетельством явной силы человека, которого друзья называют прирожденным бойцом. Он может быть упрямым, говорят они, и именно поэтому он никогда не отвернется от идеи в которую верит.

Одной из таких идей является сохранение Химкинского леса — простирающейся на 1000 гектаров зеленой зоны к северу от Москвы. Федеральный проект – новая автомагистраль – свяжет Москву с Санкт-Петербургом, и пройдет по вырубленному лесу. Дивиденды от проекта  явно достанутся администрации Химок под управлением мэра Владимира Стрельченко. В августе 2010 года президент Дмитрий Медведев временно приостановил строительство дороги из-за многочисленных протестов защитников экологии. Но в данное время строительство автотрассы возобновлено. «Химкинская правда», независимая газета, которой Бекетов посвятил часть своей жизни, больше не протестует – она закрыта. Как сообщило англоязычное издание «The Moscow Times», во вторник премьер-министр Владимир Путин, воспользовавшись встречей с французскими инвесторами в Париже, заверил подрядчика – французскую строительную компанию Vinci в том, что автомагистраль будет завершена. Он также извинился перед подрядчиком за временную задержку в проекте.

В то время как компания Vinci принимает извинения, нападавшие на Бекетова по-прежнему разгуливают на свободе. В ноябре прошлого года Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета России, официально заявил, что расследование нападения на Бекетова возобновлено; в настоящее время им занимается Следственный комитет РФ по Московской области. Однако, до сих пор следователи не объявили о каком-либо прогрессе.

Я попросила Людмилу Федотову, руководителя Фонда помощи журналисту Михаилу Бекетову, показать мне место, где Бекетов был найден лежащим после нападения. Металлический забор загораживает мощенный камнем двор с улицы. Но не полностью. Через дорогу от дома Бекетова расположены несколько домов, жители которых могли видеть что происходит у него во дворе или возле его дома. Были ли опрошены все соседи? Неужели никто из соседей не слышал, что происходило так близко от них? И просматривали ли следователи видеозаписи с камер наблюдения в этом районе? Следователям еще предстоит ответить на эти, и многие другие вопросы.

Пролежав два года в больнице, пройдя через многочисленные хирургические операции, и получив обширное лечение, Бекетов вернулся домой. Друзья заботятся о нем, и ему необходима помощь. В ноябре 2008 года нападавшие пытались избить журналиста до смерти. Они проломили ему череп, перебили пальцы обеих рук, выбили зубы и сломали обе ноги (одну ногу пришлось ампутировать). Черепно-мозговая травма была настолько обширна, что Бекетов потерял способность говорить. В начале этого года неврологи смогли частично восстановить его речь с помощью лекарств, но эффект был временным. Как и прежде, Бекетов все понимает, но не может общаться в ответ.

Ему необходимо пройти курс лечения в специализированной клинике. Через этот блог друзья журналиста попросили меня распространить это обращение: они готовы предоставить доступ к подробно составленному диагнозу (эпикризу) Бекетова зарубежным клиникам, специализирующимся на восстановлении речи пациентам перенесшим тяжелую травму. Есть ли клиника, способная и готовая принять Бекетова на лечение? Такое квалифицированное лечение играет большую роль в его дальнейшем восстановлении.

А пока дни проходят медленно. Бекетову постоянно помогает его бывшая коллега, которая сейчас живет у него. Его регулярно посещают друзья. Он играет в шахматы, смотрит телевизор, совершает прогулки. Он часто смотрит на часы. «Он живет по минутам», – говорит мне один из его друзей, – «и он терпеть не может ждать». То же самое можно сказать про тех, кто хочет справедливости. После почти трех лет ожидания они теряют терпение.

(репортаж из Химок)