Таджикистан: КЗЖ обращается с запросом о 29 убитых журналистах.

Уважаемый г-н Имомов:

Джоель Саймон, Джош Фридман и я благодарим Вас за предоставленную нам возможность встретиться с Вами 21 июля для обсуждения подготовленного Комитетом защиты журналистов (КЗЖ) списка из 29 журналистов, убитых в течение и после окончания гражданской войны в Таджикистане.

Мы убеждены в том, что у правительства Таджикистана имеется только один способ борьбы с всепроникающей атмосферой страха и самоцензуры, пережившей гражданскую войну, а именно проведение агрессивной политики расследований и привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении этих убийств.

Хотя нас глубоко беспокоит тот факт, что большинство этих дел до сих пор не раскрыто, мы весьма благодарны Вам за согласие ознакомиться с нашим списком и в 30-дневный срок с момента получения нашего письма предоставить информацию о ходе расследований по этим делам. Мы были бы очень благодарны за предоставление любой дополнительной информации, в том числе подробностей о задержаниях или арестах журналистов, предшествовавших их убийству, и любых новых улик или фактов, установленных в ходе этих расследований. Просим Вас также известить нас о сроках окончания активных расследований этих дел, а также сообщить, связывались ли убийства этих журналистов с их профессиональной деятельностью, и на каком основании устанавливалась эта связь.

К настоящему прилагаем список из 29 журналистов, из которых 17 по имеющейся у нас информации были убиты в связи с их работой, а остальные 12 могли быть убиты в отместку за их публикации. Поскольку КЗЖ расследовал большинство этих дел в 1994 г. во время своей поездки в Таджикистан, а дополнительные исследования осуществлялись во время хаотических событий гражданской войны и после их окончания, дела изложены кратко и в некоторых случаях неполно. Мы будем продолжать обновлять и пополнять наш список дополнительной информацией, собранной во время нашего недавнего визита, и будем связываться с Вами для обсуждения любых новых фактов.

Благодарим Вас за внимательное отношение к этому срочному вопросу. Мы надеемся, что наш с Вами диалог будет продолжаться.

Искренне Ваш,

Александр Люпис
Координатор европейских и центрально-азиатских программ

Приложение:

Журналисты, убитые в Таджикистане (29)

1992 г.

Муродулло Шералиев, Садои Мардум, 5 мая 1992 г., Душанбе
По информации Союза журналистов Таджикистана, главный редактор Шералиев был застрелен из автоматического оружия во время исполнения своих профессиональных обязанностей в здании Верховного совета Таджикистана в Душанбе.

Ширинджон Амирджонов и Олим Заробеков, Радио Таджикистана, 7 мая 1992 г.
По информации Союза журналистов Таджикистана, корреспондент Амирджонов и начальник отдела Заробеков были застрелены из автоматического оружия в республиканском Доме Радио в Душанбе во время исполнения своих профессиональных обязанностей.

Тура Кобилов, Байраки Дусти, июнь 1992 г., Бохтар
По информации Союза журналистов Таджикистана, редактор Кобилов был захвачен в заложники в Бохтарском районе неизвестными лицами и застрелен во время исполнения своих профессиональных обязанностей.

Аркадий Рудерман, Первый канал, сентябрь 1992 г., место смерти не установлено.
Журналист из Минска (Беларусь) Рудерман, сотрудник российской государственной телевизионной станции «Первый канал», был убит при выполнении задания в сентябре 1992 г. Обстоятельства его смерти неизвестны.

Таваккал Файзуллоев, Субхи Йовон, 17 ноября 1992 г., место смерти не установлено.
Корреспондент местной йовонской газеты (Хатлонская область) Файзуллоев был убит в отместку за свои анти-исламские статьи.

Мухтор Бугдиев, сотрудник Ховарского информационного агентства, декабрь 1992 г., Душанбе
Согласно информации, поступившей от местных таджикистанских журналистов, фотожурналист Багдиев был убит в декабре 1992 г. в Душанбе членами Народного фронта.

Ямшед Давлиятмаматов сотрудник Ховарского информационного агентства, декабрь 1992 г., Душанбе
Корреспондент Давлиятмаматов был убит членами Народного фронта.

Филолишо Хилватшоев, Пайоми Душанбе, декабрь 1992 г., место смерти не установлено.
Согласно информации, поступившей от местных сотрудников СМИ, журналист Хилватшоев был убит членами Народного фронта.

Хушват Муборакшоев, сотрудник Таджикистанского государственного телевидения, декабрь 1992 г., место смерти не установлено.
Согласно местным СМИ, журналист Муборакшоев был убит членами Народного фронта.

1993

Саидмурод Еров, Фарханг, январь 1993 г. , Душанбе
Старший редактор >Еров был арестован членами Народного фронта в январе 1993 г. Как сообщают, его тело было найдено 2 февраля в массовом захоронении в Душанбе.

Зухуруддин Суяри, Таджикистан, 1 марта 1993 г., Курган-Тюбе
Тело корреспондента Суяри было найдено в Курган-Тюбе в конце марта. Есть подозрение, что его могли убить члены проправительственного Народного фронта, т.к. он был из Гармского района.

Пиримкул Саттори, Хатлон, 28 мая 1993 г., Курган-Тюбе
Корреспондет Саттори был арестован неизвестными в военной форме. Несколькими днями позже его тело было найдено в хлопковом поле.

Сайджонол Фахриддинов, Навиди Вахш, июнь 10 June 1993 г., Душанбе
По сообщениям местных журналистов, Фахриддинов, сотрудник происламской газеты «Навиди Вахш», выходящей на таджикском языке трижды в неделю,был убит членами Народного фронта. «Навиди Вахш» издавалась в Хатлонской области, в 100 милях к югу от Душанбе.

Олимжон Йорасонов, сотрудник районной газеты в Вахше (Хатлонская область), июнь или июль 1993 г., Вахш
По сообщениям местных журналистов, редактор Йорасонов был убит членами Народного фронта.

Шарофуддин Косимов, Навиди Вахш, июнь или июль 1993 г., место смерти не установлено. По сообщениям местных журналистов, репортер Косимов был похищен членами Народного
фронта в июне или июле 1993 г.  Его тело было обнаружено в июле и позже опознано родственниками.

Шариф Ахроров, местная газета Куйбышевского района Хатлонской области, июнь или июль 1993 г., место смерти не установлено.
По информации, поступившей из нескольких источников, редактор Ахроров мог быть убит одной из небольших военизированных группировок, имеющих отношение к Народному фронту.

Зикрулло Валиев, Халк Овози, лето 1993 г., место смерти не установлено.
Репортер выходящей на узбекском языке газеты «Халк Овози» Валиев был убит летом 1993 г. Его могли убить преданные правительству боевики.

Тохирджон Азимов, Мактаби Совети, 1 июля 1993 г.
Репортер Азимов исчез в июне или июле 1993 г. По сведениям таджикских оппозиционных источников в России и США, он был убит одной из небольших военизированных группировок, имеющих отношение к Народному фронту.

Эмма Подобед, Народная газета, разыскивается с сентября 1993 г., Душанбе
Репортер Подобед исчезла в сентябре 1993 г.

Кишварой Шарифова, Навиди Вахш, 1 октября 1993 г.
Репортер Шарифова исчезла осенью 1993 г. Полагают, что убийство других сотрудников «Навиди Вахш» – также дело рук членов Народного фронта.

Табарали Саидалиев, Ба Пеш, 21 октября 1993 г.
Редактор Саидалиев был похищен 21 октября, а три дня спустя его тело было найдено в хлопковом поле. Люди, похитившие его, были одеты в форму сотрудников службы государственной безопасности.

1994

Олим Абдулов, сотрудник Таджикистанского государственного телевидения, 16 мая 1994 г., окрестности Душанбе
Абдулов был застрелен неизвестными лицами неподалеку от Душанбе.

Хушвахт Хайдаршо, Джумхурият, 18 мая 1994 г., Душанбе
Хайдаршо, секретарь редакционной коллегии выходящей на таджикском языке правительственной газеты «Джумхурият», был застрелен в Душанбе, неподалеку от своего дома. Местные журналисты полагают, что его убийство связано с опубликованной им серией статей о «криминальной и политической мафии» в Таджикистане.

Давлатали Рахмоналиев, сотрудник Таджикистанского государственного телевидения, 18 августа 1994 г., Душанбе
Директор программ Таджикистанского государственного телевидения Рахмоналиев получил смертельное огнестрельное ранение перед своим домом в Душанбе. Сообщают, что он был тесно связан с прокоммунистическим правительством.

Хамиджон Хакимов, Хаксуз, 18 ноября 1994 г., Душанбе
Редактор Хакимов получил огнестрельное ранение в голову в Душанбе и скончался той же ночью. Он был выдающимся представителем узбекского меньшинства в Таджикистане.

1995

Мухиддин Олимпур, Би-Би-Си, 12 декабря 1995 г., Душанбе
Начальник бюро персидской службы Би-Би-Си в Таджикистане Олимпур был найден в Душанбе мертвым неподалеку от Таджикского университета с огнестрельным ранением в голову. У него ничего не было  украдено, хотя он носил золотое кольцо и имел при себе некоторые документы.

29 июля 2003 г. Верховный суд Таджикистана постановил, что в убийствах Олимпура и корреспондента ОРТ  Виктора Никулина (см. ниже) замешаны Нарзибек Давлатов и Ахтам Тоиров. Суд приговорил Давлатова и Таирова соответственно к 15 и 20 годам тюремного заключения.

Председательствовавший на этом разбирательстве судья Махмадали Ватанов сообщил российскому агентству новостей «РИА Новости», что заказчиком этих убийств был Нозим Юнусов, боевой командир Объединенной таджикской оппозиции, погибший во время гражданской войны. Власти подозревают, что исполнителем обоих убийств был Насрулло Шарипов, который по сообщениям российских СМИ в данный момент отбывает срок тюремного заключения в Санкт-Петербурге (Россия) за не связанное с вышеупомянутыми убийствами преступление. Российские власти отклонили запрос Таджикистана об экстрадиции.

1996

Виктор Никулин, Общественное российское телевиденье (ОРТ), 28 марта 1996 г., Душанбе
Корреспондент Никулин получил смертельное огнестрельное ранение у входа в свой офис в ОРТ. За неделю до убийства ему трижды звонили с угрозами.

1999

Джумахон Хотами, 5 июля 1999 г., Душанбе
Хотами, главный пресс-секретарь Министерства внутренних дел Таджикистана, был убит. Он вел еженедельную программу государственного телевидения, проводившую подробные расследования незаконного оборота наркотиков и деятельности организованных преступных группировок.

Посетившая КЗЖ в Нью-Йорке через неделю после этого убийства группа таджикских журналистов сообщила, что Хотами глубоко уважали за его профессионализм и смелость. Он много раз публично заявлял, что его вероятно когда-нибудь убьют в отместку за разоблачение таджикских наркобаронов, имена которых открыто звучали в его программе. Поскольку он являлся высокопоставленным сотрудником Министерства внутренних дел, западные агентства новостей в отличие от местных СМИ не считали его журналистом.

Как сообщило агентство новостей Интерфакс, подозревавшийся в совершении убийства Хотами Яхьяхон Исаев был убит полицейскими при попытке задержания 19 февраля 2001 г.