1. РЕЗЮМЕ

По данным КЗЖ, начиная с 2000 года 17 журналистов были убиты в отместку за свою профессиональную деятельность. И только в одном из 17 дел убийцы журналиста были осуждены. Сбои в системе правосудия привели к созданию обстановки безнаказанности в нападениях на прессу.

Анатомия безнаказанности: Нераскрытые убийства журналистов в Pоссии

 

Данный отчет, подготовленный Комитетом по защите журналистов, посвящен вызывающей беспокойство многолетней проблеме убийств критически настроенных журналистов в России и неспособности государства привлечь их убийц к ответу. Проведенный КЗЖ анализ выявил пороки в системе, которые должны быть устранены для предотвращения дальнейшей эрозии свободы слова и верховенство закона в России. На карту поставлены жизненные интересы страны и международной общественности.
Статистика безнаказанности
С 2000 г. в отместку за свою служебную деятельность были убиты семнадцать журналистов. Среди жертв – российские представители самых различных медиа-профессий: редакторы, репортеры, фотографы, обозреватели, а также один издатель. Одни из них пользовались известностью в российских и международных кругах, другие были местными репортерами и освещали важную для своих читателей тематику. Их объединяло одно: все они публиковали критические материалы, угрожавшие влиятельным лицам в правительстве, бизнесе, правоохранительных органах или организованных преступных группировках.
Только в одном случае суд признал убийц виновными. По сведениям КЗЖ, Россия занимает третье место в мире по числу убийств журналистов и девятое по числу нераскрытых убийств журналистов. На протяжении последних двух десятилетий работа журналиста в России была неизменно сопряжена с опасностью; КЗЖ рассматривает период 2000-2009 гг., потoму что именно этот период охватывает деятельность нынешнего руководства страны.
Такая рекордная безнаказанность убийц журналистов резко контрастирует с официальной статистикой раскрытия убийств в целом по России. По словам Александра Бастрыкина, главы Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ и одного из высших руководителей правоохранительной системы страны, в последние годы раскрывается подавляющее большинство убийств.
Когда данный доклад готовился к печати, от рук убийц погибли еще три журналиста. Правозащитница и журналист Наталья Эстемирова была похищена в Чечне и убита в соседней Ингушетии, редактор двух местных газет Абдулмалик Ахмедилов был застрелен в Дагестане, а редактор ростовской газеты Коррупция и преступность Вячеслав Ярошенко скончался в результате нападения. В настоящее время КЗЖ занимается изучением обстоятельств этих преступлений.
Недостатки на всех уровнях
Неспособность добиться правосудия отражает недостатки на всех уровнях: политическом, следственном, прокурорском и судебном.
Кремль задал политический тон, подвергнув маргинализации критически настроенных журналистов, фактически лишив их возможности работать на государственных телеканалах и препятствуя их деятельности посредством введения политизированных правил, инструкций, и бюрократических рогаток. Журналистов, занимающихся расследованиями (и зачастую имеющих доступ к ограниченной аудитории), мало ценят, они подвергаются изоляции и не защищены от нападений.
Анализ КЗЖ свидетельствует о том, что расследования убийств неизменно ведутся в обстановке секретности, нередко осложняются конфликтами интересов и зачастую испытывают ненадлежащее воздействие внешних политических сил. Из раза в раз КЗЖ сталкивается с тем, что следователи не отрабатывают версий, связанных с профессиональной деятельностью жертв, не изучают их материалов и не допрашивают людей, с которыми они были связаны по работе. Время от времени без каких-либо объяснений утаиваются важные улики.
В ряде случаев прокуроры выступали в суде со слабой доказательной базой, и как минимум в одном случае невиновному лицу были предъявлены сфабрикованные обвинения. Судьи принимали сомнительные или же неаргументированные решения, такие как закрытие процесса для публики и прессы и необеспечение безопасности присяжных. Власти всех уровней не предоставляли семьям жертв сколько-нибудь содержательной информации о ходе расследований. Туманность системы негативно сказывается на ответственности государственных чиновников, способствует манипулированию исполнения правосудия, и подрывает доверие общества.
Убедительные доводы в пользу перемен
Эта ситуация привела к возникновению самоцензуры в российской прессе, и соответственно к недостаточному освещению или полному игнорированию жизненно важных вопросов. Существует фундаментальная опасность исчезновения журналистких расследований в одной из наиболее влиятельных стран мира. Если Россия намерена развиваться в демократическом направлении, она не может допустить, чтобы властные структуры были недоступны для журналистских расследований.
По результатам этих 17 дел станет ясно, действительно ли Россия готова обеспечить верховенство закона для всех своих граждан, включая даже наиболее резких критиков Кремля. Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и право на свободный обмен мнениями и обязывает государство защищать эти права.
По словам президента Дмитрия Медведева, он твердо намерен искоренить коррупцию, утвердить верховенство закона и добиться расследования нераскрытых убийств журналистов. Премьер-министр Владимир Путин также говорит, что нападения на журналистов должны расследоваться. Эти заверения важны, однако они представляют собой лишь первый шаг в трудном процессе, который потребует твердой и постоянной политической воли.
Это не только внутренняя российская проблема. Международное сообщество глубоко заинтересовано в том, чтобы основные права человека на жизнь и свободу выражения не нарушались в России. И когда могучая держава, влиятельный член многочисленных международных организаций, не обеспечивает защиты основных прав человека, эти права подвергаются эрозии и в других странах.
Путь к правосудию
Безнаказанности можно положить конец, пойдя на фундаментальные меры. В первую очередь необходимо изменить политический тон, заданный Кремлем. Президент Медведев и премьер-министр Путин должны ясно, открыто и недвусмысленно осудить любые нападения на журналистов. Они должны добиться прекращения маргинализации и криминализации критической журналистики и требовать от руководства правоохранительных органов конкретных действий по расследованию нападений на журналистов.
Генеральный прокурор Юрий Чайка и председатель Следственного комитета Бастрыкин должны распорядиться о проведении тщательного повторного расследования всех этих 17 дел. Нужно проверить неотработанные версии, найти и задержать людей, объявленных в розыск по этим делам, внимательно рассмотреть возможную связь убийств с профессиональной деятельностью журналистов. При наличии конфликта интересов дела должны передаваться другим следователям. Следователи и прокуроры должны регулярно предоставлять семьям жертв ясную и четкую информацию. В условиях российской централизованной правоохранительной системы Чайка и Бастрыкин могут и должны требовать у своих подчиненных на местах отчета в действиях.
Международное сообщество должно требовать от российских руководителей предоставления отчета в том, что ими сделано для решения данной проблемы. Мировые лидеры имеют возможность внимательно следить за ситуацией, добиваться перемен при помощи политического убеждения, и принять конкретные меры для решения проблемы при помощи межународных институтов права.
Для того, чтобы покончить с безнаказанностью, потребуются все вышеуказанные действия, и все эти действия возможны.

2. ХРОНОЛОГИЯ БЕЗНАКАЗАННОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ