Милиционер вытаскивает карту памяти из камеры фотографа во время акции протеста в Минске (Беларусь) 11 августа 2020 года. Парламент страны недавно принял поправки к закону, которые угрожают свободе прессы и ограничивают освещение акций протеста. (Агентство Франс Пресс/Сергей Гапон)

Беларуский парламент принял ряд ограничительных мер в отношении СМИ

Нью-Йорк, 4 мая 2021 г. – Комитет по защите журналистов сегодня осудил принятые беларуским парламентом законодательные поправки, которые могут серьезно ущемить свободу прессы в стране.

21 апреля Национальное собрание, верхняя палата парламента, приняло поправки к Закону о СМИ и Закону о массовых собраниях, которые, по сообщениям в СМИ, были приняты нижней палатой 16 апреля.

Поправки включают запрет на освещение несанкционированных акций протеста, ограничения на создание средств массовой информации и другие меры по ограничению свободы прессы, согласно новостям в СМИ, текстам поправок и Олегу Агееву, юристу Беларуской ассоциации журналистов (БАЖ), местной прессозащитной и профессиональной группы, который говорил с КЗЖ в телефонном интервью.

Согласно этим сообщениям, для вступления в силу поправки должны быть одобрены Конституционным судом, а затем подписаны президентом Александром Лукашенко. Агеев сказал, что процесс весьма непрозрачен, и что неизвестно, были ли законопроекты на сегодняшний день отправлены на подпись президенту или на утверждение в суд.

«Беларуские власти систематически подавляют остающиеся пока свободными голоса в стране, а теперь они намерены изменить закон, чтобы еще больше загнать в безмолвие независимых журналистов», – сказала Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии. «Беларуские власти не должны принимать новые ограничительные поправки, которые подвергнут критической опасности журналистику в стране, и должны раз и навсегда прекратить преследование журналистов за то, что они просто выполняют свою работу».

Положения поправок к Закону о СМИ включают следующее:

• Министерству информации будет дано право «приостановить производство» работы СМИ или заблокировать доступ к интернет-ресурсу без постановления суда, если СМИ получило не менее двух письменных предупреждений в течение одного года или публикует что-либо, «угрожающее национальной безопасности», согласно решению Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере;

• Генеральному прокурору и региональным прокурорам будет дано право блокировать доступ к любым вебсайтам, которые распространяют информацию, которая, по их мнению, «направлена ​​на пропаганду экстремистской деятельности» или иным образом «способна нанести ущерб национальным интересам»;

• СМИ будет запрещено «распространять неточную информацию, которая может нанести вред государству и общественным интересам», – положение, которое, по мнению БАЖ, было написано «неточно и размыто»;

• Требование, чтобы интернет-СМИ использовали такой адрес вебсайта, который соответствует названию их организации. По мнению Агеева, это может быть мерой борьбы с использованием «зеркальных доменов», в которых контент вебсайта дублируется в других веб-доменах;

• Запрет любому физическому лицу или новостному агентству как юридическому лицу открывать любые новые информационные агентства в течение пяти лет после закрытия властями любого из других аффилированных с данным лицом изданий или трех лет для онлайновых изданий и их владельцев;

• Запрет новостным организациям и вебсайтам публиковать результаты опросов по политическим, социальным или избирательным вопросам, если эти опросы проводились без государственного разрешения.

В поправках не указаны виды наказания; Агеев сказал КЗЖ, что наказание будет зависеть от того, как власти будут интерпретировать поправки и определять наказание на основании уголовного и административного кодексов.

Поправки к Закону о массовых собраниях включают запрет на прямую трансляцию или иное освещение несанкционированных акций протеста в стране, что, по словам Агеева, вероятно, является ответом на деятельность журналистов «Белсат» Дарьи Чульцовой и Екатерины Андреевой. Журналистки были осуждены в феврале за освещение акций протеста, по обвинению в «организации» протестов, как тогда задокументировал КЗЖ.

«Они уже были осуждены по этим обвинениям, и постановление появляется постфактум, чтобы запретить СМИ показывать массовые акции протеста против нынешних властей», – сказал Агеев. В этой поправке также не указывается конкретное наказание за правонарушение.

«[Если эти поправки вступят в силу] условия работы СМИ в Беларуси значительно ухудшатся, беларуским и иностранным СМИ станет труднее работать в стране», – сказал Агеев КЗЖ.

КЗЖ отправил электронное письмо Национальному собранию Беларуси и связался с офисом президента через его официальный сайт, запросив комментарии, но ответов пока не получил.