Офицеры милиции в Ташкенте (Узбекистан) 23 июля 2020 года. В стране недавно были приняты законы, ужесточающие ограничения свободы слова. (Агентство Франс Пресс/Юрий Корсунцев)

Новые законы Узбекистана запрещают использование интернета для проявления «неуважения» к государству, организации протестов

Стокгольм, 28 апреля 2021 г. – Власти Узбекистана должны отменить недавние поправки к законодательству, которые усиливают ограничения на свободу слова в интернете, и должны обеспечить журналистам возможность сообщать и комментировать общественно значимые вопросы, не опасаясь преследования, заявил сегодня Комитет по защите журналистов.

31 марта вступили в силу новые поправки к Уголовному кодексу, Административному кодексу и Закону об информатизации 2003 года после их одобрения парламентом и президентом страны, согласно сообщениям в СМИ и тексту поправок, изученных КЗЖ.

Поправки вводят тюремное заключение за преступления, включая оскорбление или клевету на президента в интернете и онлайн-призывы к «массовым беспорядкам», и объявляют преступлением публикацию в интернете заявлений, призывающих людей нарушать закон и угрожать общественному порядку, или проявлять «неуважение» к государству.

«По мере приближения октябрьских президентских выборов в Узбекистане власти, похоже, намерены усилить контроль над свободой выражения мнений с помощью нового ряда законодательных поправок», – сказала в Нью-Йорке Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии. «Если узбекские власти хотят, чтобы мир поверил, что они действительно пытаются проводить либеральные реформы, им следует отменить новые законы, которые ограничивают свободу прессы и грозят штрафами и тюремным заключением за критические репортажи».

Согласно поправкам, «публичное оскорбление или клевета» в отношении президента в интернете (статья 158, часть 3 Уголовного кодекса) подразумевает наказание до пяти лет лишения свободы, трех лет исправительных работ или от двух до пяти лет ограничения свободы, и в течение этого срока налагается запрет на передвижение или работу в определенных профессиях.

В предыдущей редакции Уголовного кодекса данная статья охватывала только случаи предполагаемой клеветы на президента, опубликованной в СМИ.

Новая редакция статьи 201.1 Административного кодекса страны предусматривает наказание за «публичный призыв к неисполнению или нарушению требований актов законодательства, создающий угрозу общественному порядку» посредством сети интернет или через средства массовой информации в форме штрафа в размере до 19,6 миллиона сумов (1875 долларов США), а новая статья 244 Уголовного кодекса о «публичных призывах к массовым беспорядкам и насилию над гражданами» в интернете или через СМИ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

Также был внесен ряд изменений в статью 12.1 Закона 2003 года «Об информатизации». Данная статья, которая охватывает общее распространение информации в интернете, была расширена, чтобы запретить использование интернета для распрстранения призывов для участия в несанкционированных «собраниях, митингах, уличных шествиях и демонстрациях» или для распространения информации, «демонстрирующей неуважение к обществу, государству, государственным символам».

Измененная статья 12.1 также содержит положения, обязывающие владельцев веб-
сайтов и пользователей социальных сетей отслеживать сторонние комментарии,
размещенные на их вебсайтах и ​​аккаунтах, и удалять любые комментарии,
нарушающие положения статьи.

В пересмотренном законе содержится ссылка на более раннее постановление Кабинета министров, в котором говорилось, что владельцам вебсайтов и аккаунтов дается 24 часа с момента получения письменного предупреждения для удаления оскорбительного контента. Несоблюдение этих требований может привести к блокировке доступа к ресурсу и потенциальным судебным искам со стороны потерпевших, например, если в комментариях содержится клевета на другое лицо, согласно поправкам. По словам чиновника, цитируемого в новостях, споры по поводу приказов о закрытии вебсайта или другого ресурса будут разрешаться в суде.

Закон не предусматривает каких-либо иных конкретных наказаний за правонарушения, предусмотренные статьей 12.1.. Дильфуза Куролова, узбекский юрист по правам человека и эксперт по правовым вопросам, сообщила КЗЖ через приложение для обмена сообщениями, что обвиняемые потенциально могут быть привлечены к ответственности по нескольким различным статьям уголовного и административного кодексов, и добавила, что еще неясно, как положение о «неуважении к обществу, государству и государственным символам» будет исполняться на практике.

Поправки от 31 марта последовали за принятием 25 декабря 2020 года поправок, объявляющих «распространение ложной информации» административным и уголовным преступлением, как тогда задокументировал КЗЖ.

КЗЖ направил электронное письмо в пресс-службу президента Узбекистана и Олий Мажлиса, парламента страны, с запросом о комментариях, но ответов пока не получил.